|
|
Главная страница > Храм Архангела Михаила > Наши соседи
ело в исторических документах впервые было упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Темного (1415—1462 гг.). Почти в центре села высится каменное здание церкви, история которой, как и история села, уходит в далекое прошлое. В царствование Петра I сельцом Вельяминово владела Анна Михайловна Заболоцкая, которая построила в сельце деревянную церковь в честь Преображения Господня на каменном основании. Год постройки — неизвестен, но сельцо в 1709 году писалось уже как село. Позже была образована Вельяминовская волость, а в селе разместилось волостное правление. Основная масса крестьян существовала за счет хлебопашества, подрабатывая в зимнее время на стороне. Об их сравнительно высоком благосостоянии говорит тот факт, что после пожара 4 мая 1861 г. они в короткие сроки отстроили полсотни сгоревших домов, а уже через два года просили митрополита Филарета о разрешении построить в селе новую каменную церковь. До 1936 года продолжалась служба в этой церкви, а после закрытия начался самый тяжелый в ее истории период. Собранные веками иконы и утварь растащили, в самой церкви разместили гараж, колокольню взорвали. Одно время планировали и вовсе разобрать все здание церкви, но ограничились тем, что в нем оборудовали молодежный клуб «Иван да Марья». На месте креста и купола соорудили что-то вроде номеров для приема гостей, к которым вела крутая лестница, сохранившаяся до сих пор. После передачи
церкви Московской епархии 8 февраля 1992 года начался длительный этап ее
возрождения. Был воссоздан внутренний интерьер храма и его алтарной части.
Возвратились на свое место храмовые иконы Божией Матери «Млекопитательница» с
надписью: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской горе, в скиту Св.
пр. Ильи иждивением генерала Сергея Симеоновича Унковского и посылается в
благословение в храм Преображения Господня в селе Вельяминово Московской
губернии Серпуховского уезда», — и икона святителя Феодосия, архиепископа
Черниговского. В настоящее время продолжается кропотливая работа по
благоукрашению храма и устройству иконостаса, два яруса которого уже завершены.
Восстановлен уничтоженный купол храма, приобретены колокола, возведена
колокольня. На верх страницы
|
Храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" села ДобрынихаДата постройки: 1898
год
|
Нажмите для увеличения Фото прислано Козловым В.В. |
1893 году началось строительство сестринского корпуса с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», которая привезена специально для обители со Св. горы Афон.
В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма. Архитектор С. У. Соловьев создал уникальный проект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца XVI — начала XVII столетия в древне-русском Ростово-Суздальском стиле. Алтари от храма отделялись невысокими каменными, украшенными живописью и золоченой резьбой иконостасами с небольшими вратами. Храм был расписан в древнерусской манере, роспись во многом сохранилась и до наших дней.
Строительство собора заняло четыре года и 22 августа 1904 г., было совершено его великое освящение. Службу возглавил тогда Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), ставший впоследствии священномучеником.
К 1913 году в «Отраде и Утешении» проживало 130 монашествующих и сестер милосердия, 50 обитателей богадельни, 30 детей-сирот в возрасте от двух до 14 лет воспитывалось в приюте. За счет настоятельницы Магдалины содержалась и частная лечебница.
27 сентября 1927 года президиум Серпуховского исполкома принял решение о ликвидации артели «Добрыниха» и создал ликвидационную комиссию. В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора. Уполномоченный МОЗО, выехавший в Добрыниху, дал следующее заключение: «собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет, ликвидацию собора разрешить».
В настоящее время уже более десяти лет в первом храме общины, освященном в честь
иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», вновь звучит молитва.
Подробнее читайте
здесь!
Нажмите для увеличения Фото: иеромонах Никон (Головко) |
ервые упоминания о с. Щеглятьеве мы находим в исторических документах XVII в.: в 1660 г. «деревня Щеглятьево отписана на Великого государя», а в 1661 г. — «во владение Андрею и Иову Глазовым», несомненно, родственникам первого владетеля щеглятьевской вотчины.
От них в 1666 г. деревня продана Василию Федоровичу Пестрикову, и куплена у него в 1670 г. диаконом Василием Протопоповым. В 1692 г. вотчина переходит к Алексею Юрьеву Лутохину, при котором здесь была построена первоначальная деревянная церковь, а село стало называться «Златоустовским, Щеглятьево тож».
Устроитель каменного храма, существующего доныне, секунд-майор С. А. Дубенский получил храмозданную грамоту на строительство церкви во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с двумя приделами в сентябре 1779 года. Через четыре года храмоздатель сообщил, что в Златоустовском приделе «иконостас и ризница и все принадлежащее по чиноположению исправлено и к освящению готово».
Дальнейшее обустройство церкви связано с именем новой владелицы села, графини Елизаветы Ивановны Орловой. В 1847 году сюда были доставлены строительные материалы, и под руководством архитектора Мартемьянова в церкви установили трехъярусный иконостас, на окнах появились изящные кованые решетки, а сама церковь была обнесена оградой. По указанию графини в селе в 1846 году была открыта школа, в которой преподавались чтение, правописание, закон Божий и священная история.
Село Щеглятьево в конце девятнадцатого века входило в границу мелиховского медицинского участка, обслуживавшегося с 1892 г. по 1899 г. земским врачом Антоном Павловичем Чеховым. Жизнь крестьян села Щеглятьево нашла отражение в творчестве Чехова.
В 1932 году у священника конфисковали дом, в котором он жил. Некоторое время он проживал в церковной сторожке, а затем, закрыв церковь, совсем покинул село. С тех пор служба прекратилась, в помещении церкви устроен был склад, а некоторое время оно использовалось под общежитие. Колокола с колокольни, частью крыша, решетки на окнах ныне утрачены. По словам старожилов, церковную ограду использовали для могильных изгородей на кладбище.
Церковь села
Щеглятьево была возвращена православной общине в январе 1998 года. К этому
времени сохранялись лишь стены церкви с куполом и с крестом.
Подробнее читайте здесь!
Нажмите для увеличения Фото Козлова В.В. |
ело Семёновское-Отрада на берегу р. Лопасни хотя и претерпело огромные потери и разрушения, но всё же это одна из немногих в Подмосковье наиболее полно сохранившихся усадеб ХVIII-ХIХ вв. По разнообразию художественных ценностей, находящихся здесь даже и в наше время, после многих разграблений, она представляет собой настоящий музей русской культуры.
В жилой усадьбе невольно отражается строй души владельца. То, что мы видим в Семёновском, - плод усилий графа В.Г. Орлова, В. П .Орлова-Давыдова и лучших архитекторов и художников того времени К. Бланка, Д. Жилярди, М. Быковского, К. Брюллова, Э. Боссе, крепостного зодчего Бабакина (Бабкина) и многих других.
Усадьбу основал в 1774 г. граф Владимир Григорьевич Орлов, получив часть пожалованных брату Григорию земель. Владимир был младшим из пяти братьев. Средние из них - Григорий, Алексей и Фёдор - были бравые здоровяки, напористые, необузданные в желаниях. Владимир родился в 1743 г., в три года остался сиротой, из-за слабого здоровья жил в деревне на попечении няньки и был воспитан ею в духе благочестия, В 1763 г. послан в Лейпцигский университет, так как братья считали, что ввиду болезненности военная карьера для Владимира закрыта. В 1766 г. он был назначен директором Академии наук. Он имел оживлённые сношения с учеными и писателями, организовывал экспедиции (в том числе экспедицию Палласа), заботился о молодежи, обучавшейся за границей, принимал участие в составлении словаря русского языка. Уволен в конце 1774 г. после падения брата Григория.
В 1775 г Владимир покинул Санкт-Петербург, поселился в Москве на Никитской улице и занялся своим имением. В 25 лет (по мнению братьев, рано) В.Г.Орлов женился на фрейлине Екатерины II - Елизавете Ивановне Штакельберг. Супружество длилось 49 лет и было на редкость счастливым. Имея огромную тягу к сельской жизни, Владимир Григорьевич заботливо благоустроил Отраду, в 1771 г. из Лондона привёз множество вещей - от кареты и фортепьяно до соломорезки и пожарной трубы. Сам он рассказывал: "Привел я лучшего в то время архитектора (предположительно К. Бланк или В. Баженов), и указал он мне обогатил пластику и ритмику фасадов колоннами, пилястрами, парапетами и фигурными аттиками, разместил открытые террасы на сооружённых им оранжереях с крытыми ведущими к ним галереями. В это же время Карл Брюллов писал для Отрады плафоны. Красивую ограду со львами на вратах проектировал Г.А. Боссе.
В 1854 г, было построено здание больницы. Орловы владели имением до 1917 г. Отрада была настоящим музеем, имевшим первоклассное собрание картин (в 1918 г. в национальный музейный фонд отсюда вывезли более 40 картин кисти Перуджино, Караччи, Рокотова, Доу, А. Орловского и других художников). Усыпальницу украшали бюсты братьев Орловых работы Шубина. Имелась богатая библиотека.
В советское время храм был закрыт, уничтожены внутреннее убранство и шпиль над колокольней. В 1993 г. здание передано общине верующих. В ужасающем состоянии находится усадебный дом. После революции здесь долгое время располагался дом отдыха КГБ, потом ФСБ, была начата реставрация. В наше время дом брошен. Окна выбиты, действию снега и воды подвергаются паркетные полы, стенная роспись.
Нажмите для увеличения Фото Козлова В.В. |
ело Ивановское на р. Сосенке относилось к дворцовой Хатунской волости. Здесь в 1646 г. была построена деревянная церковь. Под 1675 г. снова упоминается церковь, построенная "клецки" (клетью, как изба) с трапезной. В 1706 г. возведена новая деревянная церковь. В 1708 г. село, в составе волости, было - пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову, у которого впоследствии отписано в дворцовое ведомство.
В 1772 г. пожаловано графу Григорию Григорьевичу Орлову, потом перешло к его брату графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который в 1784 г. продал село брату Владимиру Григорьевичу Орлову. На средства последнего в 1831 г. построен на месте сгоревшей деревянной церкви ныне существующий каменный трёхпрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи с приделами пророка Илии и святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
В советское время храм был закрыт и в нем устроен склад. В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается.
С северной стороны у алтаря находится могила. Венчавший надгробие крест давно похищен, а на гранях сохранились надписи: "Здесь погребен кучер Великого князя Сергея Александровича - Андрей Алексеевич Рудинкин. Крестьянин Московской губернии Серпуховского уезда Хатунской волости, деревни Сумароковой. Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4 февраля 1905 г. Памятник сей поставлен Великой княгиней Елизаветой Федоровной Августейшей супругой в Бозе почившего Великого князя Сергея Александровича". Андрей Рудинкин, физически очень сильный, скончался от множественных осколочных ранений через 10 дней после покушения. Его вдова с 6-ю сиротами уехала в деревню мужа, его тело похоронила у приходской церкви. Женщину не бросили в беде, ей была назначена пенсия, определено место жительства во Вдовьем доме на Кудринской площади в Москве, детям помогли получить образование. В наше время могила обнесена деревянным забором, установлен надмогильный крест.
|