Архитектура *
 ерковь Архангела Михаила построена между 1816 и 1822 гг. по заказу владелицы
села графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.
Всех, кто впервые видит этот храм, поражает одна и та же мысль:
"Мы ожидали увидеть что угодно, но... здесь - такой величественный и прекрасный
храм и в такой глуши?! Как он оказался здесь? Он словно бы из другого мира,
прекрасно мог бы украсить бы и одну из столичных улиц или площадей, и совершенно
не сочетается с окружающим пустынным ландшафтом! Что же за места здесь такие
были, или все дело в самой графине Анне - ведь это она не пожалела средств на
такой храм в селе..."
Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями,
оштукатурено. Характерный образец московского ампира, массивный четверик храма
завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах.
С запада
к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и
цилиндрическим верхом. Определенное своеобразие сообщает композиции отсутствие
трапезной. Лаконичная архитектура памятника выразительна и монументальна. Шестиколонные дорические портики боковых фасадов подчеркивают значимость гладких
плоскостей стен, оживленных квадровым рустом. Трактовка деталей упрощена.
Пластику верхних частей здания обогащают табернакли на барабане, выполненные из
дерева.
Просторный и светлый храм представляет модификацию крестово-купольного
сооружения. Повышенные ветви креста перекрыты парусными сводами, более низкие закрестовья – плоскими куполами. Стены и столбы опоясаны широким антаблементом
ампирного рисунка, который вместе с архивольтами подпружных арок выявляет
тектонику сооружения.
Современный храму центральный иконостас по типу и
художественным достоинствам в настоящее время уникален. Чрезвычайно красива его
купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера,
украшенная накладной резьбой. Иконостасы в приделах, конца 1830-х гг., более
ординарны. Плоские четырехъярусные, с золочеными деталями на белом фоне, они еще
связаны с искусством ампира. Черты стиля ощутимы в рисунке металлического
ограждения солеи. Паникадило, киоты и настенная масляная живопись –
конца XIX – начала XX в. Пол из каменных плит.
__________________
* Подробнее см.: Памятники
архитектуры Московской области. Иллюстрированный научный каталог под общей редакцией Е.Н.Подъяпольской. Выпуск
1. Москва, Стройиздат. 1999 г.
|