Храм Архангела Михаила
Архитектура
История
Богослужение
Духовенство
Учебные материалы
Контакты
Паломничество
Наши соседи
Фотоальбом храма

Православные ресурсы
Иконы Архангела Михаила

Домодедовское благочиние
О благочинии
Мужской хор
Классическая гимназия
Монастыри и подворья
Приходы и храмы
Действующие храмы
Утраченные
Строящиеся
Святые домодедовские
Домодедовская земля
История
Туризм и отдых
Карта г.Домодедово
Карта района
Мы и пресса
Фотоальбом благочиния


 

Погода у нас

Московская епархия РПЦ


Назад к оглавлению
I раздел РАСКОЛЫ, ЕРЕСИ, СЕКТЫ и проч. (ПРАВОСЛАВИЕ)
167 (209)

СКАКУНЫ. Эта секта первоначально явилась на острове Вормсе, куда в 1872 г. прибыл из Швеции миссионер евангелической общины Эстерблом. Сделавшись здесь народным учителем, он стал проповедовать не только в школе, но везде, не только находил стечение народа, даже на сенокосах, в самую горячую рабочую пору, и своими проповедями произвел сильное влияние на народ. С 1879 г. на о. Вормсе явились уже из самого народа проповедники учения Эстерблома. С о. Вормса последователи Эстерблома перенесли новое учение на о. Даго и полуостров Нуко. На Нуко руководителем нового религиозного движения стал учитель Торен. С Нуко Торен перенес свою деятельность и на материк Эстляндии, и новое учение быстро охватило всю северо-западную и северо-восточную части Эстляндии и проникло в Петербургскую губернию. Здесь эта секта распространилась особенно в уездах Царскосельском, Петергофском и отчасти Ямбургском между финнами лютеранского исповедания. Название скакунов усвоено секте потому, что в число обрядов ее входит пляска. Сущность учения сектантов трудно определить. Оно представляет ряд различных мнений, часто противоречащих одно другому. В одном только сходились все скакунские пророки: все они единогласно не признавали лютеранства истинной церковью. Отделение их от лютеранства совершалось чрез новое крещение, именно чрез погружение. Крещение совершалось в реках, озерах и бочках. При крещении кумовья должны проклясть всякую церковь и всех не принадлежащих к секте. Детей скакуны не крестят, говоря, что верующие только могут креститься. Скакуны считают необходимым и причащение. Причащаются они красным вином из бокала и закусывают булкой. Первоначально они причащали и детей, но потом перестали это делать. Брак они отвергли, основываясь на словах Иисуса Христа (Лук. XXI, 34). Хотя некоторые из них и венчаются в кирках, но отнюдь не признают этого брака правильным. По их учению, каждый сектант может сходиться и жить, с кем угодно, невзирая на степени родства, ибо все люди "братья и сестры по духу",- и каждый может иметь двух-трех и более "духовных жен" или наложниц, которых они называют свободными, тогда как жен, повенчанных по церковному обряду, именуют "рабынями" (название, взятое из Посл. к Галат. IV, 22, 23). Все остальное их учение свидетельствует только о стремлении сбросить с себя всякие церковные и нравственные ограничения. Так, хотя и есть у них вся Библия, но они не дают высокой цены ее священным книгам и считают их мертвой буквой, утверждая, что в сердце каждого человека должно быть живое слово Бога. У них нет ни иерархии, ни храмов, ни священных изображений. Вместо осенения себя крестным знамением, они ударяют себя в грудь правой рукой. Наставником их может быть каждый грамотный крестьянин, заявивший, что в него вошел Дух Святой; посвящения в зту должность не существует. Молитвенные собрания скакунов бывают всегда по ночам, большей частью на воскресные и праздничные дни. Местом собрания служит пустая деревенская изба, освещенная лампами или свечами. На собрании бывают женщины, но они стоят отдельно от мужчин. Моление начинается с того, что сектанты поют несколько псалмов по выбору и указанию наставника. Поют все - мужчины и женщины. Затем наставник, став на средине, читает из Евангелия и объясняет прочитанное. Все стоят вокруг него и молча слушают; оспаривать не дозволяется. После проповеди опять следует пение псалмов, мелодия которых постепенно переходит в плясовую. Когда торжественностью пения возбудится в поющих веселое настроение духа, наставник первый пускается плясать и скакать кругом по избе, остальные с пением подражают ему. Утомленные скачками, сектанты отдыхают, потом снова пускаются плясать, пока не устанут совсем.




Copyright © 2001-2007
иеромонах Никон
Реквизиты: р/сч 40703810700000000168 в ОАО МКБ "Дом-Банк" г.Домодедово, ИНН 5009018805, КПП 500901001
к/с 30101810000000000274 в РКЦ г.Домодедово, БИК 044650274
Адрес: 142063, Московская область, Домодедовский район, с.Михайловское