ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ ЦЕРКОВЬ с. ЯМ |
Дата постройки: 1898
год
Престольный праздник: свв. бесср. Флора и Лавра (31 августа)
Приписные храмы:
часовня прав. Феодора Ушакова при воинской части, часовня свт. Николая на трассе
"Дон".
ачало
ее истории уходит в далекое прошлое, и сказать о нем что-либо определенное ныне
невозможно. Однако, учитывая расположение села, можно предположить, что
поселились здесь люди очень давно. Это подтверждают археологические
исследования, проводившиеся в окрестностях сотрудниками Государственного
исторического музея г. Москвы в 1995 году. На территории села Ям удалось выявить
два селища, датируемых ХIII-ХVII вв. Одно из первых письменных свидетельств о
селе относится к 1543 году, когда архимандрит Симонова монастыря жаловался
великому князю Ивану Васильевичу на флоровских ямщиков, которые с крестьян
принадлежавшего монастырю сельца Коробово «емлют по все дни под гонцы подводы
многие и в том крестьянам от ямщиков чинитца нужа и обида великая». Видимо, уже
в то время существовала и церковь, названная в честь святых мучеников Флора и
Лавра, почитавшихся на Руси покровителями домашнего скота, а особенно лошадей.
По давней
традиции, в день памяти святых 18/31 августа устраивался «лошадиный праздник»,
когда со всей округи к церкви сводили разукрашенных кумачовыми лентами, под
расшитыми попонами и в лучшей сбруе коней, купали их в реке Пахре и в «Ямских
озерках». В самой церкви, по обычаю, служили торжественный молебен, после
которого священник кропил коней святой водой.
Сведения о
церкви содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда 1627–28 гг.
«Погост
приходной на реке Пахре на Каширской большой дороге, — записано в ней, — а на
погосте церковь Флора и Лавра деревянная, а в церкви и образы, и свечи, и книги,
на колокольнице колокола…, у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во
дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во
дворе просвирница Ориньица Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле два
двора бобыльских, да того Флоровского погоста попа Архипа на р. Пахре перевоз».
Сельская
церковь до начала ХIХ века была деревянной. Таковой она упоминается в «Словаре
Географическом Российского Государства», изданном в 1805 г. Видимо,
достраивалась она, как Пахринская и Ермолинская, уже после Отечественной войны
1812 года.
Как каменная и
крытая железом, она значится в клировых ведомостях за 1819 год. Через четыре
года священник Михаил Васильев и церковный староста Николай Исидоров в письме
архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету сообщали, что церковь в селе
каменная и «утварью довольна». А престол во имя святых апостолов Петра и Павла в
приделе уже освящен, и просили разрешения на устройство второго придела во имя
Святителя Николая в соответствие с храмозданной грамотой. В 1855 году завершено
строительство колокольни, а в 1860 году завершены работы в Никольском приделе.
В 1888 г.
священник Иоанн Никитин, церковный староста московский купец, ранее бывший
крестьянином д. Павловской, Василий Семенович Леонов, сельские старосты прихода
Сергей Андреевич Шурыгин, Борис Иванович Михеев представили митрополиту Иоаникию
новый план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В. Крыгиным.
В прошении о перестройке подчеркивалось, что по новому плану храм «с внешней
стороны будет много величественнее, а по внутреннему устройству открытее,
поместительнее, во всем удобнее», и средства и строительные материалы для
перестройки имеются, а кирпич и камень старого храма будут употреблены на
постройку нового.
После того, как
было получено разрешение митрополита, старый холодный храм в 1889 г. разобрали,
а затем разобрали и своды трапезной. В соответствии с проектом стены трапезы
нарастили, над ними возвели новые, более высокие своды с центральным световым
барабаном, для поддержания которого поставили четыре каменных столба. По углам
новых сводов разместили четыре малых глухих барабана.
В основном
строительство храма было закончено в 1893 г., когда состоялось освящение правого
Никольского придела. «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, —
сообщали «Московские церковные ведомости», — происходило торжество освящения
одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был
невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет
иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь
Василия Кесарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные
пожертвования».
Строительство
предусмотренных проектом трех алтарных помещений, примыкающих к трапезе, и
внутренняя отделка храма велись в последующие годы. В ходе отделки внутренние
стены были покрыты штукатуркой и окрашены, а затем богато расписаны. Храм
украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь могла принять
одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г. освящен левый придел во имя
апостолов Петра и Павла, а 23 августа — главный престол во имя св. мучеников
Флора и Лавра.
Заслугой
служителей церкви Флора и Лавра является и открытие в селе церковно-приходских
школ. Первая школа здесь открыта удельным ведомством еще в 60-е годы ХIХ века. В
1868 году в ней обучалось 54 мальчика. Но после ее передачи земству она из-за
нехватки средств закрылась, а дом, в котором она размещалась, был продан. Однако
потребность в обучении ребятишек оставалась и с каждым годом возрастала.
Упадок храма
начался в годы советской власти. В 1922 году из него изъяли 2 пуда ценной
церковной утвари, в том числе серебряные кресты, чаши. В 30-е годы был запрещен
колокольный звон, а в 1937 году арестовали и вскоре расстреляли в Бутово
священника, протоиерея Ярослава Савицкого. Перед Отечественной войной разобрана
колокольня, упразднено церковное кладбище, старинные могильные плиты которого
использовали при закладке фундамента под колхозный свинарник. Позже были
утрачены церковные главы, иконостас, уцелевшая утварь, ограда.
14 апреля, на
Пасху 1990 года, состоялась первая служба в полуразрушенном здании храма во имя
святых мучеников Флора и Лавра, которую возглавил настоятель храма протоиерей
Валерий Ларичев. До этого в здании церкви много лет находился склад Мосэнерго, а
позднее — кооператив по изготовлению колготок. Вход в здание был через алтарь,
крыша протекала, устроен был второй этаж, где стояли станки и другое
оборудование.
Более всех
прихожан потрудилась для возвращения храма Клавдия Тимофеевна Самкова. Ее
энергия и настойчивость заставила бывших арендаторов освободить здание церкви.
До 1992 года в восстановлении храма большое участие принимал Н. Н. Буданов, а с
1993 по настоящее время все работы по восстановлению храма и устроению прихода
ведутся под руководством казначея храма М. Ф. Андриановой. Для проведения
богослужений отделили перегородкой часть Никольского придела.
Реконструкция
храма началась с разборки перекрытий и перегородок, демонтажа старого
оборудования, устройства системы отопления. Затем были восстановлены пять
куполов храма, на которых установили временные кресты. В течение трех лет
внутренность храма окончательно освободили от всего постороннего, после чего
началось устройство алтарей.
В 1993 году
храму передали находящиеся вблизи помещение конторы Мосэнерго, которое
использовалось для жилья священника и дома приюта. С прилегающей к храму
территории было вывезено 150 КАМАЗов мусора.
В 1995–96 гг.
началось восстановление колокольни, которое на сегодня завершено. С помощью
жертвователей на колокольне появился подбор колоколов, самый большой из которых
весит 1370 кг. Восстановлены фрагменты оставшейся не сбитой живописи конца XIX
века и расписано все внутреннее пространство. В работах по росписи храма более
всех потрудились Н. А. Крапивенцева и Н. И. Орешко.
В период
1997–2004 гг. по оригинальному проекту иконописца Владимира Сидельникова было
завершено устройство иконостасов всех трех приделов храма.
В 1997 году по
проекту архитектора Алексея Неймана был воздвигнут крестильный храм во имя св.
Иоанна Предтечи.
Трудами
настоятеля, по образованию врача-психиатра и нарколога, при храме было
организовано Братство трезвости во имя святых мучеников Флора и Лавра. В
настоящее время строится здание братского корпуса и производственные мастерские.
С самого
открытия храма начала действовать воскресная школа для детей, которой заведовала
супруга настоятеля Маргарита Аркадьевна Ларичева. Ее трудами и заботами храм
обрел свое лицо — она шила облачение для храма и для священников, хоругви и все
необходимое для праздничного убранства церкви. 17 декабря 1999 года матушка
Маргарита скончалась и была погребена на приходском кладбище возле храма.
Через год после
смерти супруги настоятель храма отец Валерий принял монашеский постриг.
В настоящее
время продолжается работа воскресной школы для детей под руководством Масловой
Людмилы Григорьевны.
С 1992 года
отец Валерий является священником домовой церкви во имя иконы Божией Матери и
Целительницы при НЦПЗ РАМН — первом больничном храме г. Москвы.
Усилиями отца
Валерия храм получил в многолетнюю аренду здание бывшей церковно-приходской
школы, в котором планируется организация детского православного центра.
На фундаменте
старого гаража Мосэнерго к 2004 году было построено здание, в котором размещены
часовня во имя Иерусалимской Божией Матери, церковный магазин и приходской
совет.
В 2002 году при
воинской части 56135 была освящена часовня во имя святого праведного Феодора
Ушакова и устроен духовно-просветительский центр с бесплатной видеотекой.
Духовное окормление ее прихожан совершает второй священник храма — иерей
Димитрий Свердлов. Кроме того, он руководит воскресной школой для взрослых,
организованной в 2002 году.
|