НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ с. ЛЯМЦИНО |
Дата постройки: 1794
год
Престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
Приписные храмы:
храм Рождества Христова
ревнее село Лямцино — село монастырское. В течение более двух столетий село являлось
вотчиной Чудова мужского монастыря. Запись в служебной Минее, находящейся в
Чудовом монастыре, свидетельствует, что церковь святителя Николая Чудотворца в
селе Лямцино существовала уже в 1534 году. Владельцем села тогда был Иван
Михайлович Семенов, который и завещал в духовной грамоте село Лямцино
Московскому Чудову монастырю.
«Вотчина Чудова
монастыря… село Лямцино на пруде, — говорится в писцовой книге 1627–28 гг., — а
в селе церковь Николая Чудотворца деревянная, ветха, стоит без пения, а у церкви
места попово, церковного дьячка, пономарево, просвирницы, да в селе место, что
был двор монастырский…»
В начале 70-х
годов XVIII в. монастырские вотчины были упразднены, и село перешло в ведомство
Государственной коллегии экономии. Хотя в эпидемию чумы 1771 г. сельчане,
похоронили 20 человек, а шестеро переведены на вновь заселяемые земли в
Воронежский уезд, в селе оставалось более 400 жителей обоего пола.
С развитием
села изменялась и его церковь. Вскоре после переписи 1627–28 гг. служба в старой
ветхой церкви была возобновлена, а к 1655 г. здесь построили новую одноглавую
деревянную, покрытую тесом с расписанными красками царскими и входными дверями.
Церковь украшали многочисленные иконы с серебряными окладами, Евангелие в
зеленом бархате с Распятием, хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Над
трапезной возвышалась небольшая колокольня с шатровым верхом и четырьмя
колоколами. Эта церковь простояла 60 лет, а затем ее заменили новой, также
деревянной, которую освятили 3 декабря 1715 года.
Построили ее на
белокаменном фундаменте, от которого под порогом перехода из трапезной в придел
сохранился камень с надписью: «В лето 7178 (т.е. 1670) года января 22 день в
память святого апостола Тимофея преставился раб Божий Павел Мотиков села Лямцино».
Однако в 1789 г. от непогашенной свечи она сгорела со всей утварью. Сообщая об
этом митрополиту Платону, прихожане сетовали: «остались мы без слушания
славословия Божия. А в определенной для хождения нам Кутузовской Рождественской
церкви по причине многолюдства великое принимаем притеснение… и не слышим мы за
теснотою никакого поучения и ходить нам в оный храм никак невозможно… А потому
желаем мы все приходские люди со усердием для приношения молить вновь каменным
зданием со всею церковной утварью церковь во имя Николая Чудотворца в нашем селе
Лямцине соорудить, да временно же для исправления всяких треб на погосте
поставить желаем деревянную часовню и определить к тому церковному зданию
бывшего у нас священника Иллариона Петрова, который ныне в с. Булатникове».
Возглавил
строительство церкви возвращенный в село священник Илларион Петров. Освятил
новопостроенную однопрестольную церковь 18 декабря 1793 г. благочинный с.
Дубровиц священник Сергей Иванов. К этому времени с помощью благотворителей была
приобретена необходимая утварь, иконы Нерукотворного Образа, Казанской Пресвятой
Богородицы, Скорбящей Божией Матери с серебряными венцами и др. На колокольне
поместили четыре колокола, в том числе большой весом 200 пудов 36 фунтов.
В 1813 г. в
приходе церкви кроме села находились деревни Ловцово и Скрипино с 106
крестьянскими дворами и 775 жителями. В середине XIX в. в приход церкви вошла и
д. Елгозино, многие годы принадлежавшая Кирилло-Белоезерскому монастырю. В 1856
г. был построен кирпичный теплый придел в честь преподобного Кирилла
Белоезерского, а в 1877 г. церковь обнесена оградой с каменными столбами и
деревянными решетками.
По
воспоминаниям старожилов, церковь отличалась богатством утвари, огромным
иконостасом, иконы которого были облачены в серебряные оклады, очень красивыми
царскими вратами. Множество позолоты, оттеняемой голубыми стенами храма,
создавало неизгладимое впечатление.
Последним
настоятелем храма с 1911 и до его закрытия в 1936 г. был протоиерей Иван
Николаевич Воскресенский, псаломщиком с 1899 по 1936 г. служил в храме Иван
Васильевич Смирнов.
Начались
гонения от богоборческой власти: в 1922 г. были сорваны серебряные венцы с икон
Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, Владимирской Божией Матери,
кресты, лампады, кадило и потир, драгоценной серебряной утвари было изъято общим
весом 12 кг. В 1936 г. храм закрыли. Протоиерей Иван Николаевич Воскресенский
был вскоре арестован и сослан. После возвращения из ссылки он был отправлен в г.
Петушки Московской области, там скончался и похоронен.
Замолчал и был
сброшен с колокольни 323-х пудовый колокол, который призывал всю округу на
богослужения. Однако колокол не разбился, а ушел на метр в землю. Как
рассказывали очевидцы, властям пришлось нанимать пьяниц, чтобы откопать и
разбить колокол молотами, так как здравомыслящие люди этого делать не хотели.
Сбросили и остальные колокола: в 124 пуда, в 60 пудов и малые. В дальнейшем
колокольня была разрушена, большинство икон и дорогих окладов вывезены,
кладбище, окружавшее храм, срыто…
В 50-е годы
основная часть утвари была передана в Бирюлевскую церковь, а оставшуюся часть
прихожане разобрали на хранение. В алтарной части храма устроили склад
химических удобрений. В конце концов, от когда-то богатого и красивого храма
остались одни руины. Алтарь был полностью разобран, местами разобрали и
полуметровые белокаменные стены, в отдельных местах появились трещины. От
кирпичного придела остались лишь стены с пробитыми до земли окнами. В то время,
когда на месте храма остался лишь расползающийся четверик без алтаря и притвора
и полуразрушенный придел, ему был присвоен статус «памятника архитектуры
республиканского значения».
Восстановительные работы начались в 1994 г., их возглавил настоятель, священник
Александр Трушин.
Заново был
отстроен притвор Никольского храма, закреплен и реставрирован четверик,
отстроена алтарная часть. Восстановлен и оштукатурен придел в честь Кирилла
Белоезерского, настелены полы. В четверике сделан каменный иконостас и расписан
фресковой живописью. Стараниями иконописца Владислава Соколова, его супруги
Елены и дочери Ольги, расписан купол и стены четверика, алтарная и западная
стена придела. Росписи сделаны фреской, а штукатурку и краски готовили по
древним рецептам.
Немало сил
вложили люди, по милости Божией в восстановление храма: Людмила Барабанова,
Владимир Смигановский, Николай Фесюк, первый староста, «афганец», Игорь Гудков,
Лариса Трушина, Анна Семина со всей своей семьей и многие, многие другие. В 200З
г. скончалась старейшая прихожанка храма Ксения Васильевна Елисеева, еще
девчонкой она пришла на клирос к протоиерею Иоанну Воскресенскому, была певчей у
последнего настоятеля и стала первой певчей во вновь открывшемся храме.
Возвратились в храм родные храмовые иконы: святителя Николая Чудотворца, Тайная
Вечеря, Воскресения Господня и другие, хранившиеся у местных жителей. В храм
возвращен Престол, стоявший здесь до революции. Большой любовью у прихожан
пользуется новописанный образ Богородицы именуемый «Целительница», украшенный
приношениями от получивших помощь.
На территории
храма устраивался летний палаточный лагерь. Стараниями настоятеля, прихожан
Никольского храма, в местном доме культуры действует Православный факультатив
для школьников и для педагогов. Старшеклассники из Православного факультатива
преподают в младших классах Закон Божий. Ребята готовят духовные концертные
программы и с ними выступают в интернатах и детских домах. Педагоги участвуют в
Рождественских и Глинских образовательных чтениях, приглашают ученых,
психологов, врачей для докладов на Православном факультативе.
Один иеромонах
рассказал отцу Александру историю, как однажды он заблудился, попав в снежную
пургу, но вдруг услышал колокольный звон и сквозь снежную завесу вышел к
монастырю. Там его приняли, накормили, а когда он поблагодарил братию за то, что
в пургу они звонят, выяснилось, что не звонили они, да и колоколов в монастыре
еще нет — то милость Божия.
Вспомнилась эта
история, когда подошел как-то о. Александр к храму в праздник и вдруг услышал
красивое пение. «Надо же, — решил настоятель, — опоздал я на службу», но
спохватился, что он — единственный священник в храме, и храм заперт. Открыл, — а
в храме никого. Через некоторое время история повторилась, тогда певчие, подойдя
к храму, услышали прекрасное пение и очень удивились, зайдя в пустой храм.
Оказалось, что уже многие прихожане слышали чудный хор. Дивны дела Твои,
Господи!
|