СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с. КОНСТАНТИНОВО |
Дата постройки: 1670
год
Престольный праздник: иконы Божией Матери Смоленская (10 августа)
«онстантиновское
на речке Рожайе» — так названо село в старинных писцовых книгах. В разное время
оно называлось также селом Богородское или Рожай.
История этого
старинного села уходит в далекое прошлое — в XV или скорее даже в XIV век.
Уцелевшие документы свидетельствуют о том, что оно являлось старинной вотчиной
Головиных, из рода которых в конце XVI в. селом владел сокольничий Федор
Васильевич Головин. Он был известен и тем, что в 1612 году третьим подписал
известное обращение видных людей России к народу с призывом не служить
Лжедмитрию III, а прислать в Ярославль своих представителей и казну для
содержания ратных людей. По переписи 1627–28 гг. в селе числилось 24
крестьянских двора с 33 мужскими душами да пять пустых мест дворовых,
напоминавших о потерях села, понесенных в годы смуты. Еще четыре двора
церковного причта стояли подле деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы
Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и с деревянной же
колокольней.
О времени
строительства в селе каменной церкви длительное время можно было строить лишь
догадки. В клировых ведомостях XIX в. из года в год отмечали: «когда и кем
построена, неизвестно», а в метрике 1887 года уточнялось: «не более 200 лет». И
лишь исследования последних лет позволили определить храмоздателя и время
построения церкви. В делах Тайного приказа сохранилась запись от 8 мая 1670
года: «Великий Государь велел дать боярину князю Юрию Ивановичу Ромодановскому в
вотчину его, что на р. Рожае, на церковное строение, оставшиеся с прошлых лет
505 камней, которые лежат в Пахрине». А через месяц по его челобитью дана
благословенная грамота на строительство каменной церкви. В марте 1671 года по
приказу царя Алексея Михайловича боярину отпущено из Пахрино еще 1300 штук камня
«белого, стенового».
Это
подтверждает справедливость утверждения Холмогоровых о том, что каменная церковь
в селе построена в 1680 году. Об этом же свидетельствуют и хранившееся в алтаре
Евангелие большого формата, изданное в Москве в 1669 году, а также надпись на
большом 107-пудовом колоколе: «Слит в 1689 году усердием помещика князя
Ромодановского.»
Очевидно, что
при возведении церкви Юрий Иванович воспользовался особой к нему
благосклонностью царя, которому он долго и верно служил, выполняя нередко
важнейшие его поручения. Именно ему царь Алексей Михайлович поручил объявить в
Успенском соборе патриарху Никону царский гнев за то, что тот писался «великим
государем».
Церковь
поставлена на ровном месте, на левом берегу р. Рожай. Сооружена она
равносторонним крестом в один этаж. Стены выложены из кирпича, а пахринский
белый камень пошел на их облицовку снаружи. Шатровые своды церкви и глава на
глухом фонаре были покрыты железом. Главу венчал 8-конечный железный крест.
В церковь вели
три двери, устроенные с западной стороны. Алтарь от храма отделяла каменная
стена с тремя пролетами. Трапеза была выполнена в виде палаты, отделенной от
храма глухой стеной, имевшей один пролет. В стенах строители сделали специальные
впадины, в которых можно было устанавливать иконы. Пол повсюду выложили лещадью,
а стены расписали богатой живописью.
Одновременно с
церковью построена и кирпичная с белокаменной облицовкой колокольня, в которую
вел ход из притвора.
Видимо, в
новопостроенную церковь наиболее ценную утварь перенесли из старой деревянной.
Здесь примечателен обложенный золоченым серебром кипарисовый крест с мощами, на
задней стороне которого было вычеканено: «Мощи пресвятого Даниила мученика,
Христофора, Федора Стратилата, животворяща древа, Амвросия Медиоланского, Иоанна
Златоустного, Андрея Первозванного, Иакова брата Господня, евангелиста Матфея,
Антония Великого, преподобного мученика Пантелеимона, Никиты и Игнатия
Богоносца». Надпись на рукоятке креста гласила: «Лета 1505 марта 1 дня строил
сей животворящий крест преосвященный Амвросий, митрополит Рязанский и Муромский
в поминовение души своей и вечный помин».
Был в церкви
еще один старинный кипарисовый крест с мощами, также обложенный золоченым
серебром, но без надписи.
Церковь
благоустраивали и украшали и в последующие годы. Среди ее утвари находился
серебряный вызолоченный потир, надпись по краям которого гласила: «Лета 1702
июня в 24 день построил сосуд в церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии по
обещанию своему стольник князь Федор Юрьевич Ромодановский в подмосковную свою
вотчину в село Богородское». Этот видный государственный деятель еще при царе
Алексее Михайловиче стал ближайшим стольником, а при Петре I приближенным
императора, обладавшим огромной властью.
Не исключено,
что в Константиновской церкви бывал сам Петр I, который в апреле 1693 года по
дороге из Дубровиц заезжал в Константиново и гостил у Федора Юрьевича двое
суток.
Прихожанами
церкви были последние представители рода Ромодановских — князь Иван Федорович,
унаследовавший от отца титул «князя-кесаря», внук известного историка статский
советник Ростислав-Михаил Евграфович Татищев, известный тем, что в 1812 году за
свой счет обмундировал и вооружил для Московского народного ополчения 66 своих
крестьян, его зять Иван Федорович Похвистов. Последний на сельских выселках
построил несколько кирпичных дворов для крестьян, а в усадьбе — каменный мост,
обновил церковь и перестроил ее колокольню. При нем были обновлены резной
трехъярусный иконостас и царские двери с накладкой на них разноцветной фольги,
перекрыта и окрашена в зеленый цвет крыша.
С 1870 года в
церковной сторожке крестьянин села Андрей Иванов обучал началам грамоты сельских
детей, а в 1898 году в селе была открыта земская школа, в работе которой
деятельное участие принимал священник Василий Васильевич Успенский.
«Учитывая
ходатайство местного населения, — значится в постановлении президиума
Мособлсовета от 1 марта 1930 г., — а также постановление общего собрания рабочих
и служащих Константиновской фабрики о закрытии церкви в селе Константиново и
использовании ее помещения в культурно-просветительских целях и, принимая во
внимание пригодность для этого церкви и возможность ее использования без
специального переоборудования, названную церковь закрыть, а здание ее после
фотографирования передать местному райисполкому для использования в
культурно-просветительских целях… В случае жалобы верующих во ВЦИК в
двухнедельный срок со дня объявления им настоящего постановления, ликвидация
церкви может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом».
Жалобы не
последовало. С образованием Константиновской фабрики игрушек здание церкви было
передано ей. К церковному зданию пристроены фабричные корпуса, архитектурный
облик старинной церкви был обезображен.
10 сентября
2002 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храм в честь
Смоленской иконы Пресвятой Богородицы назначен настоятель священник Александр
Казаченко.
9 октября того
же года в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова и памяти
святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, был отслужен первый молебен
с водоосвящением и чтением акафиста Смоленской Божией Матери.
Коренные жители
села, а среди них были в свое время крестившиеся в этом храме, желавшие видеть в
нем не мерзость запустения, а святую богослужебную жизнь, единодушно благодарили
и славили Бога и Пречистую Его Матерь за такую долгожданную милость.
С этого времени
началось возрождение храма. Усилиями прихожан ведется реконструкция внутреннего
помещения храма; удаление выстроенных в новое время стен, перегородок, пола. С
Божией помощью менее чем через год был восстановлен северный придел храма в
честь Святителя и Чудотворца Николая, здесь в престольный праздник Смоленской
Божией Матери 10 августа 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия.
Работы ведутся в главном и в южном приделе храма, параллельно с целью
воссоздания богатой истории старинной церкви исследуются Московские и
Санкт-Петербургские архивы.
|