ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО с. БИТЯГОВО |
Дата постройки: 1671 год
Престольный праздник: Воскресение словущее
Приделы:
иконы Божией Матери Казанская (21 июля, 4 ноября)
стория
Воскресенской церкви, как и самого древнего села Битягово, насчитывает примерно
660 лет и прослеживается в глубь столетий — до 1572 года. Тогда, во время
нашествия крымского хана Девлет-Гирея, земли окрестные подверглись жестокому
опустошению, в числе пострадавших от набега сел было и село Битягово.
Воскресенская церковь после осквернения татарами, которые дерзнули ввести
лошадей в святой храм, была упразднена и разобрана.
С 1628 г.
землями битяговскими владеет стольник Степан Васильевич Телепнев, который
поставил здесь 12 крестьянских дворов, расширив вотчину свою прикупными землями.
С 1646 года
село Битягово упоминается с деревней, называемой «Новой» (позже — Заборье). В
эту «Новую» деревню, располагавшуюся близ сторожевой заставы на Большой
Каширской дороге, переселились оставшиеся в живых после татарского нашествия
битяговские жители. На месте первоначального села Битягово образовалось
поселение, получившее наименование «деревня Сукромка» (исчезла на рубеже XVIII–XIX
веков), а новое село, уже как помещичья усадьба, образовалось на левом берегу
Рожайки. Здесь была отстроена вновь и деревянная Воскресенская церковь.
Разделившись на
два поселения, жители села Битягово и Новой деревни (Заборья) продолжали
оставаться в приходе Воскресенской церкви. Дорога в родной храм для жителей
Заборья пролегала через лес, названный Самойловским. Там на развилке двух дорог
стояла большая сосна — огромное 400-летнее дерево, имевшее три мощных
ответвления от того места на стволе, где с незапамятных времен находилась икона
Спасителя. Для прихожан Воскресенской церкви могучее дерево было живым символом
единства Святой Троицы.
После смерти
Степана Васильевича вотчину унаследовал его сын Иван, который обновил церковь в
селе «вновь каменным строением» с белокаменными деталями. Строилась она в
1671–72 гг. из кирпича, который изготавливался на местном кирпичном заводе.
Иван
Степанович, будучи человеком весьма состоятельным, не пожалел средств на
обустройство и убранство церкви. «Церковь Воскресения Христова», — писал о ней
подьячий Поместного приказа, — «каменная, крыта тесом, на ней — шесть глав,
обиты черепицей зеленой, кресты деревянные обиты железом белым, да в той церкви
престол покрыт белою камкою, на престоле Евангелие печатное в десть по зеленому
бархату, оклад, евангелисты серебряные золоченые резные, крест напрестольный
серебряный... За престолом образ Тихвинской Пресвятой Богородицы, венец и гривна
серебряные золоченые резные, поля обложены серебром басменым, позолочены. На
жертвеннике сосуды серебряные, потир, два блюда, дискос и звезда и лжица
серебряные, копье железное посеребряное и позолочено, на потире покров
атласный...
В церкви же:
образ Воскресения Христова, венец и гривна серебряные, образ Алексея Митрополита
с житием, венец и гривна серебряные золоченые чеканные, образ Нерукотворного
Спаса золочен сусальным золотом; над царскими дверьми Спасов образ, венец
серебряный золоченый резной; деисусы с праздники и пророки, и праотцы, выше
деисусов Распятие Господне, писан по полотну в рамах, а рамы золочены золотом
сусальным, четыре лампады висящие медные на цепях, образ Спаса Вседержителя в
окладе, оклад серебряный золочен, венец резной и поля чеканные серебряные и тоже
золоченые, образ Рождества Богородицы с житием, обложен серебром, образ
Богородицы Печерской в окладе, оклад серебряный, образ Богородицы Одигитрии в
окладе, поднос и ожерельница жемчужные, венцы резные, золоченые, образ
Воскресенья Христова в окладе, оклад серебряный золочен резной с каменьем, образ
Иоанна Предтечи в окладе, оклад поля басменые, венец серебряный с финифтью,
золочены...»
Множество икон
и дорогих книг размещалось и в теплом одноэтажном приделе Пречистой Богородицы
Казанской с северной стороны. На колокольне храма водружено было пять колоколов.
Первоначально в
здании нынешнего храма помещались две изолированные друг от друга церкви: с юга
— холодная (летняя) Воскресенская; с севера — теплая (зимняя) Казанская. С
запада к ним примыкали смежные между собой трапезные. Вход в церковь находился в
боковых порталах. По оси композицию довершала колокольня, по описи 1689 года
числившаяся деревянной. Этот уникальный для Подмосковья образец сдвоенных
церквей, объединенных границами одного здания, с живописной композицией и
характерным обликом московской архитектуры XVII века имеет выдающуюся
художественную ценность.
В таком виде
храм простоял два века.
В 1867 году
сильно обветшавшая колокольня была разобрана и построена новая, на белокаменном
основании, с белокаменными карнизами, сочетающая элементы классицизма и
псевдорусского стиля. В 1883 году и сам храм подвергся значительной
реконструкции — население сел Битягово и Заборье увеличилось, и храм стал тесен,
чтобы вместить всех молящихся. В перестроенном здании стена, разделявшая
трапезные, была разобрана, остальные стены смежных помещений заменены арками.
Были расширены окна, заложены боковые порталы и устроен единый вход через
колокольню, в трапезной выложен более высокий парусный свод. Был установлен
новый иконостас, возведены купола, водружены новые кресты. Поврежденные временем
стены храма снаружи и внутри оштукатурены, древний орнамент на фасадах заменен
гипсовой лепниной в псевдорусском стиле, исполнены стенные росписи. Закладная
плита перед входом в церковь свидетельствует о времени последнего перед
закрытием храма ремонта, который проводился в 1906 году. Поновленный храм с
новой колокольней, несмотря на стилевое различие отдельных его частей, выглядел
весьма гармонично и легко.
В штате прихода
в то время числились священник, диакон и псаломщик. В архивных данных 1910 г.
имеется упоминание о смене настоятеля. Служивший 63-летний священник Павел
Данилевский подал прошение о почислении его за штат (по болезни), на его место
был назначен, священник Алексей Васильевич Протопопов, 23-х лет. В 1917 году за
усердное служение Церкви Христовой о. Алексей награжден камилавкой. В записях,
относящихся к 1917 году, упоминается староста прихода — Кошелев Дмитрий
Николаевич, а в период с 1922 по 1924 г. в храме подвизались — псаломщик Михаил
Аркадьевич Петропавловский и «служитель культа», как значится в документах,
Баранов.
Вспоминает
Валентина Алексеевна Комарова: «Родилась я в 1925 году в Битягове, в роддоме
больницы, которая была в Серафимо-Знаменском скиту. Как раз был Алексеев день,
часов восемь утра, и, как говорят, звонили колокола нашей церкви — в ней тогда
еще служба была. В ней меня и крестили. Помню, когда ходили с мамой на
праздники, был в церкви очень красивый золоченый иконостас, весь витой, резной.
В царских вратах лучи — как солнце! Подсвечники были очень красивые, старинные.
Кругом церкви был сплошной погост, красивые мраморные и белокаменные памятники —
битяговские и заборские отдельно. Ограда тоже красивая, кованая, столбы из
кирпича, с побелкой, ворота с двумя калитками. Левее церкви, за погостом, была
дорога к броду через реку. Хоронили тогда уже на новом кладбище, но носили
усопших всегда мимо церкви, даже когда ее уже закрыли».
В советские
годы церковь пережила все невзгоды богоборческой власти, а в 1936 году была
закрыта. Судьба последнего служившего священника о. Алексея и его семьи до сих
пор неизвестна.
Вскоре после
закрытия храма его внутреннее убранство было разграблено и разорено. Пустующее
здание использовалось сельхозартелью (позже — колхозом) под склад зерна и
овощей, а в колокольне стояла веялка.
Поменяв
несколько хозяев, здание церкви, наконец, окончательно было брошено на произвол
судьбы, что привело к дальнейшему его разрушению. К началу 1990-х были взломаны
полы, проломлены своды алтарей и трапезной, развалена печь в подвале, со стен
содрана оставшаяся штукатурка с росписями — и лишь в колокольне сохранился
фрагмент фрески с изображением Архангела Михаила. Лихие люди не пощадили даже
древних надгробий погоста, многие из которых разбиты кувалдами на щебень,
который использовали для устройства фундаментов домов и гаражей. От красивой
металлической ограды остались лишь воспоминания.
В таком виде
вновь возвращенная Воскресенская церковь предстала глазам верующих.
Первая Литургия
во вновь обретенном храме состоялась в 1990 году на Крещение Господне. Служил
отец Петр, благочинный Подольского округа. Было морозно, люди мерзли, но радость
возрождения храма покрывала все.
За истекшие с
того памятного времени годы удалось найти благотворителей и радетелей,
обзавестись помощниками, среди которых Валентина Алексеевна Комарова, Анастасия
Михайловна Кошелева, Александра Павловна Кочетова, Николай Алексеевич Харитонов,
Галина и Вячеслав Семеновы, Нина Николавена Чирикова и др. С их помощью
восстановлена крыша и полы, храм внутри оштукатурен и побелен, сделан мраморный
иконостас с резными царскими дверьми, приобретены два больших паникадила.
— Хожу в эту
церковь с самого открытия, — говорит Маргарита Федоровна Растанаева, — Помогала
в ремонте, отделывала трапезную в сторожке, убирала грязь вокруг церкви. Очень
много помогала моя дочь Елена, тоже все делала, а еще и регентовала в хоре.
— Первый раз
пришла в церковь на Троицу 1990 года, — рассказывает Анастасия Михайловна
Мартьянова, — и с тех пор постоянно помогаю в церкви. Тут все было разбито, пола
не было — один песок, стены ободранные, ни крыши, ни крестов. Все своими руками
убирали. (Плачет...)
— Я проживаю в
санатории «Подмосковье» с 1947 года, — говорит труженица храма Вера Васильевна
Соловьева, — Когда в 70-х годах я ходила в Битягово за молоком, видела, что в
церкви содержали скот — корову, телят, свиней, лошадь. Как только ее снова
открыли, с лета 1990 года стала прихожанкой и помогала, чем могла. Втроем —
Лида, Анна (ныне почившие жительницы Заборья) и я — собирали по Москве
пожертвования. Выезжали в 6.30, а возвращались в 7 часов вечера, каждый день, в
любую погоду. Нас все московские батюшки знали. Очень хорошо помогали в
Даниловом монастыре — дали машину кровельного железа, много пиломатериала,
деньги. Народ в то время подавал много… Я на свое ветеранское удостоверение лес
выписывала — тогда лес плохо продавали. Многие тогда помогали…
Большую помощь
оказывали предприятия и организации района и области. Активное участие принимал
Домодедовский завод «Кондиционер», Завод цветных металлов в Климовске по
сохранившимся образцам безвозмездно отлил новые кресты, Мособлстройтрест №11
помогал рабочими и материалами, санаторий «Подмосковье» помог с устройством
водяного отопления, АО «Квинси» безвозмездно произвело электромонтажные работы.
СУ-862 помогало техникой и материалами, база отдыха «Нефтяник» поддерживала
средствами и в течение строительного сезона кормила рабочих. За прошедшие с 1990
года 10 лет трудно охватить всех благотворителей — столь много их было!
3 декабря 2000
года Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий в сослужении секретаря Московского
епархиальною управления протоиерея Александра Ганабы, благочинного округа
протоиерея Александра Васильева, духовенства округа и Епархии совершил чин
великого освящения Воскресенской церкви.
По окончании
богослужения Владыка Ювеналий поздравил приход с новым обретением своего храма:
«...Сегодня, накануне завершения великого юбилейного года 2000-летия Рождества
Христова, этот освященный уже храм мы приносим новорожденному Младенцу Христу,
как дар наших сердец. Счастливо и радостно завершаем мы этот год юбилейный,
когда видим ревностных пастырей, возрождающиеся святыни, возвращающихся к вере
своих отцов и дедов наших людей, когда они вновь в вере Православной обретают
смысл, значение своей земной жизни и получают подкрепление в несении жизненного
креста. Вот эта любовь к Храму Божию приблизила наш сегодняшний день. Я хочу
поблагодарить вас, дорогие братья и сестры, за вашу помощь для восстановления
храма, за вашу любовь к Церкви Божией, и хочу пожелать вам многих милостей
Божиих в вашей жизни и в ваших повседневных трудах».
Сегодня
Воскресенский приход растет и крепнет. Богослужение отправляется в выходные дни
и великие праздники, в дни памяти великих святых, в престольные праздники — 26
сентября н.ст. (Воскресение словущее) и 4 ноября н.ст. (Казанской иконы Божией
Матери), а также 21 июля (Казанской иконы Божией Матери) и празднования Иверской
иконе — чтимого образа прихода. Как свой престольный праздник отмечают День
Святой Троицы жители деревни Заборье. Помнят старожилы и именины последнего
дореволюционного настоятеля — Алексиев день. Любят паломники освященные
источники на берегу Рожаи — сейчас их три: Казанский, Михаило-Архангельский и
Серафимов. Существует традиция купаться в речке и обливаться из источников в
ночь под праздник Крещения Господня и во все последующие дни до отдания.
В настоящее
время при храме работает воскресная школа. В ее программе — Закон Божий и
церковное пение.
В дополнение к
воскресной школе организован детский приходской клуб. Его цель — передать детям
родительский опыт христианского благочестия вместе с реальными житейскими
знаниями и навыками.
Идет
формирование приходской библиотеки, в ближайших планах — выпуск газеты.
|